Учет основных средств, сдаваемых в аренду в 1С

Ответственный за ответ: Смирная Надежда (★9.75/10)

Добрый день!
Хотелось бы услышать Ваше пофессиональное мнение по данному вопросу.
Основные средства были приобретены 20 лет назад и сразу поставлены на учет на 01 счет.
Последние годы (порядка 10 лет точно) после достроек, модернизации и т.п. используются для сдачи в аренду. Это единственный основной вид деятельности.
ОКВЭД у Организации — 68.20 — Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
Основные средства по-прежнему находятся на 01 счете, амортизация на 02.
Продавать ОС не планируется.
Считаем, что у нас операционная аренда, так как
вправе применять упрощенные способы БУ, а также
условиями договора с арендаторами не предусмотрен переход права собственности на предмет аренды и
арендатор не может выкупить предмет аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости.
Вопрос в следующем. Верны ли наши рассуждения и имеем ли мы право пользоваться 01 счетом? В двнной ситуации недвижимость не будет считаться инвестиционной ?
Вопросы опять всплыли в связи с Новым стандартом по Бухгалтерской отчетности,
с пояснениями к балансу за 2025 г

Метки консультации: —
Все комментарии (11)
  1. Добрый день!

    Ваши рассуждения в целом верны. При операционной аренде арендодатель не меняет прежний порядок учета актива (п. 41 ФСБУ 25/2018).
    Но несмотря на то, что вы учитываете имущество на счете 01, по своей сути оно соответствует определению инвестиционной недвижимости, поскольку является недвижимым имуществом, предназначенным для предоставления за плату во временное пользование (п. 11 ФСБУ 6/2020) и предоставление имущества в аренду является вашим единственным видом деятельности.
    Такие объекты, как правило, учитываются на счете 03 (Доходные вложения в материальные ценности).

    ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» — ответы на вопросы

    Инвестиционная недвижимость в 1С

  2. В этом случае допустимо учитывать инвестиционную недвижимость на счете 01 «Основные средства».
    Для раскрытия информации:
    В балансе выделите уточняющую строку «Инвестиционная недвижимость» в составе материальных внеоборотных активов.

    Укажите подробно в пояснениях к отчетности, что отдельно отраженная строка «Инвестиционная недвижимость» включает в себя объекты недвижимости, приобретенные или созданные с целью получения арендных платежей и прироста стоимости имущества.

    В пояснениях раскройте информацию о наличии, движении, амортизации и переоценке каждого типа активов (ФСБУ 4/2023; ФСБУ 6/2020).

  3. Сложно однозначно сказать, относится ли эта недвижимость к инвестиционной, тут все зависит от конкретных обстоятельств.
    Предполагаю, что жилой домик в Тверской области можно отнести к инвестиционной недвижимости, если, например, предполагалась покупка объекта для сдачи в аренду.

  4. На каком субсчете счете 03 должна быть инвестиционная недвижимость ?
    А амортизация так и остается на 02 ?

    По счету 03 «Доходные вложения в материальные активы» (субсчет 03-1 «Инвестиционная недвижимость») — учитывается инвестиционная недвижимость после принятия к БУ (План счетов, утв. Приказом Минфина от 31.10.2000 N 94н).
    Субсчет 2 «Инвестиционная недвижимость» предназначен для учета объектов недвижимости, передаваемых в пользование (аренду без права выкупа).
    Амортизация инвестиционной недвижимости отражается на счете 02 «Амортизация основных средств».

    Есть ли разница в субсчетах — инвестиционная недвижимость, сдаваемая в аренду и инвестиционная недвижимость в настоящее время не используемая,т.е не приносящая доход ?
    Разницы в субсчетах между инвестиционной недвижимостью, сдаваемой в аренду, и недвижимостью, временно не приносящей доход, в законодательстве не установлено.
    Инвестиционная недвижимость — это объект недвижимости, предназначенный для получения дохода от аренды или прироста стоимости, независимо от текущего использования (п. 11 ФСБУ 6/2020).

    Если инвестиционная недвижимость в настоящее время не приносит доход, то амортизацию списывать на счет 91 ?
    Амортизацию инвестиционной недвижимости не следует списывать на счет 91 «Прочие доходы и расходы» только потому, что она в данный момент не приносит доход. Порядок начисления амортизации зависит от выбранного способа учета инвестиционной недвижимости, а не от факта получения дохода.

Комментарии закрыты.