Здравствуйте!
ООО на ОСНО. В ноябре прошлого года продали оборудование, стоящее на балансе как основное средство, с убытком. Сейчас из-за того, что покупатель не смог за него заплатить, он хочет его вернуть. Мы не против. Один из купивших — ИП, второй — ООО на ОСНО, взял к вычету НДС с покупки оборудования.
ИП купил с целью ремонта и перепродажи, ООО — с целью работы на нем, поставил на баланс как ОС, что-то как малоценку.
1. Как оформить возврат покупки основных средств, проданных с убытком — убыток списывается в расход равномерно. Мы планируем его дальше использовать как основное средство.
2. Возможен ли вариант полной отмены сделки (ноябрь 2025 г.)?
3. Какие проводки будут и в том, и в другом случае, как оформить в программе 1С корректно?
4. Как отразятся данные операции на отчетности по прибыли и НДС? Потребуются ли уточненки?
5. Будут ли налоговые последствия для покупателей в виде уточненок?
Комментарии закрыты.
Здравствуйте!
Возврат ОС покупателем не автоматизирован в 1С. Операция оформляется вручную, через корректировку реализации для НДС и Операцию, введённую вручную для БУ и НУ.
Продавец вправе принять к вычету сумму НДС, ранее начисленную и предъявленную покупателю при реализации, на основании КСФ. Вычет производится после отражения в учёте операций, связанных с возвратом, но не позднее одного года с момента возврата, без подачи уточнённой декларации по НДС. (письма Минфина России от 20.08.2021 № 03-03-06/1/67181, от 28.01.2020 № 03-07-09/4850, от 12.04.2019 № 03-07-09/26046, от 08.04.2019 № 03-07-09/24636)
Часть убытка от продажи ОС, была признана в составе расходов в периодах, предшествовавших возврату. Поскольку сделка отменяется, налоговая база указанных периодов оказывается заниженной. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 54 и п. 1 ст. 81 НК РФ при занижении налоговой базы налогоплательщик обязан пересчитать сумму налога за период, в котором было допущено искажение, и представить уточнённую налоговую декларацию.
Полагаю, что покупатель восстанавливает ранее принятый к вычету НДС на основании полученного КСФ продавца в текущем периоде. Если покупатель учел расходы, связанные с приобретённым объектом, то по итогам возврата эти расходы признаны излишне — по налогу на прибыль ему потребуется уточнённая декларация за периоды, в которых такие расходы были признаны.
Алгоритм оформления операция в 1С в приложенном файле. Рекомендую сначала выполнить все действия на копии базы. Если результат устроит, то можно переносить операции в рабочую базу
Пришлите, пожалуйста, скриншоты по этим ОС:
1. Ведомость амортизации ОС за август 2026 г.
2. Ведомость по элементам амортизации за август 2026 г.
Уточните, пожалуйста, такая же ошибка возникает по всем ОС, которые вернулись?
Рада, что всё получилось!
Подход, при котором доходы и расходы отражаются в текущем периоде без подачи уточнённой декларации, можно считать обоснованным и защищаемым. Расторжение договора в данном случае можно рассматривать как самостоятельную хозяйственную операцию, исходя из той нормативной базы, которую вы указали.
При этом существует и более осторожный подход: возврат рассматривается как исправление искажения налоговой базы того периода, в котором была отражена первоначальная реализация. В таком случае требуется пересчитать налоговые обязательства и подать уточнённую декларацию за соответствующий период (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ, письма Минфина России от 06.10.2020 № 07-01-09/87189, УФНС России по г. Москве от 21.09.2012 № 16-15/089421@).
Учитывая существенную сумму возврата и наличие двух возможных подходов, считаю оптимальным дополнительно согласовать выбранный вариант с аудитором.