Здравствуйте! Подскажите, как лучше сделать возврат или доплату. Покупатель оплатил товар в декабре 2025, но от него отказался и попросил другой товар и выставить счет. Заменить в счете на другой товар, но он дороже. И теперь они хотят доплатить за товар в 2026 году. Поступил от них аванс 26.12.2025 г. на 7500, теперь хотят доплатить до 10000. Они будут оплачивать уже поставке 22% остаток суммы 2500? Значит, у меня аванс с/ф 2025 г. по ставке 20% попадет в декларацию за 2025, а аванс с/ф 2026 на остаток в декларацию 2026? Если сделать возврат данной суммы 7500, может через счет 76.09? И убрать аванс за 2025 г.
Добрый день!
Оформлять возврат средств от покупателя не нужно.
Первоначально при оплате за товар в 2025 сформировали авансовую счет-фактуру на сумму 7500, в том числе НДС 20%.
Отразили счет-фактуру в Книге продаж.
В 2026 можете выставить покупателю счет на новый товар уже со ставкой НДС 22%.
Далее реализацию товара проводим с НДС 22%, выписываем счет-фактуру и регистрируем в Книге продаж.
Аванс, оплаченный в 2025, отразим в Книге покупок со ставкой НДС 20%.
Если покупатель оплатит авансом в 2026, и реализация пройдет позже, то сделаем авансовую счет-фактуру на доплату уже по ставке НДС 22%.
При реализации по ставке НДС 22% будет зачтено два аванса: за 2025 со ставкой НДС 20% и за 2026 со ставкой НДС 22%.
Наш материал по теме может пригодиться.
Авансы выданные и полученные при переходе на НДС 22% в 1С
Переходные положения по НДС 22% с 2026 года
В документ «Реализация» можно добавить два счета и более — в строчке «Счет на оплату» — «Добавить».
Если подтянем два счета, то заполнится две строчки по одному товару.
Обычно формируем один счет на оплату на общую сумму, но тут получится отдельно счет на предоплату — 7500 с НДС 20% и окончательную оплату — 8500 с НДС 22%.
В документ «Реализация» подтяните два счета от декабря 2025 и января 2026.
Сформируйте одну строчку по товару и сумму исправьте на общую — 16 000 с НДС 22%.
Сформируйте тогда реализацию на основании счета на оплату от 2026 г. по ставке НДС 22%.
Общую сумму исправьте вручную.
Если не подтянется, то сформируйте вручную и укажите два авансовых счета-фактуры.
Строка 5б должна формироваться автоматически, если выписан счет-фактура на аванс.
Счет-фактура и УПД — образец, как заполнять в 1С