Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 (3.0.201.16)
Добрый день! У нас очень долго числилась дебиторская задолженность (с 2018 г.). В настоящий момент дебитор исключается из ЕГРЮЛ (3 квартал 2026). Можно будет сумму основного долга списать в расходы. Вопрос возник по пеням. Мы в свое время, в 2018 г., подали в суд по признанию пени. Суд признал задолженность дебитора (нарушение сроков по условиям договора). Дебитор нам не оплатил ни по основному долгу, ни по пеням. Проблема в том, что мы в тот момент не знали, что признанные судом пени надо было признать в доходах и оплатить налог на прибыль. На сейчас решение проблемы видим таким образом.
Для удобства:
• 15 млн — признанная судом сумма пени.
• На 2018 год налог на прибыль составил бы 15 млн * 20% = 3 млн.
• На сегодняшний день сумма пени за неуплату налога (условно) составляет 0,5 млн. Эту сумму оплачиваем независимо от всего, она вне декларации.
• Штраф за неуплату составляет 3 млн * 20% = 0,6 млн. Эту сумму оплачиваем независимо от всего, она вне декларации.
ВОПРОС: В декларации за 9 месяцев надо ли отражать налог, который должны были оплатить в 2018 году по сумме пени, и можно ли сумму пени отразить в расходной части? Влияет ли изменение ставки налога на прибыль за этот период с 20 на 25 процентов. Верно ли, что в доходной и расходной части будет учтена одна и та же сумма 15 млн? И по факту мы обязаны оплатить только пени и штраф? Ведь исключение из ЕГРЮЛ дает нам право взять в расход признанную судом сумму пени. Спасибо!
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Здравствуйте!
Ваши рассуждения верные. При этом отмечу нюансы, которые надо учесть при выборе варианта — как поступить.
Есть два варианта действий.
Первый вариант. Уточненную декларацию по прибыли за 2018 подавать не обязательно: ИФНС не сможет доначислить налог и пени, т.к срок давности и проверки ограничены нормами НК РФ (3 года). При этом безнадежную дебиторку учесть в расходах по НУ в 2026 году нельзя, если доход в НУ по спорной сумме не отражали. Эти суммы надо отразить только в БУ.
Второй вариант. Уточнить декларацию по налогу на прибыль за 2018 год, предварительно доплатить налог, пени и штраф на ЕНС. Будет камеральная проверка этой декларации. Кроме того, у налоговиков появляется право назначить выездную проверку за период уточненки (п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 113, ст. 115, п. 4 ст. 89, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Сумму 15 млн руб. отражать в доходах 2026 года в декларации по налогу на прибыль не надо. Доходную часть вы показываете в уточненной декларации 2018, если выберете вариант №1. Расходы в этом случае будут в 2026.
Обоснование — п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 113, ст. 115, п. 4 ст. 89, п. 1 ст. 252 НК РФ.
Пригодится
Безнадежный долг
Корректировка долга в 1С 8.3: списание задолженности и проводки
Списание дебиторской задолженности
По доходам-расходам — имелось в виду именно та часть, которая по уточненке может проходить или не проходить в зависимости от принятого решения.
Да, верно — выше в вашем случае речь как раз про пени по суду. Их обозначили, как проблемные доходы-расходы.
Пени по договору поставки не учтены в доходах НУ — если будет уточненка по прибыли, будут в расходах в НУ. Не будет уточненки — не будут в расходах НУ.
Но в БУ будут и по Д 91, и по К 91.
Возможно, К через 84 проводить имеет смысл, если не будет уточненки.
Если у вас вариант без уточненки за 2018, то наши рассуждения выше касаются именно спорной суммы по суду, которую в учете не отразили в 2018.
По поводу основного долга поставщика по 60.02 — здесь стандартная процедура признания.
Пригодится
Должника исключили из ЕГРЮЛ: когда можно списать долг, а когда нет?
На списание забытого безнадежного долга «исключенца» из ЕГРЮЛ есть 3 года
Корректировка долга в 1С 8.3: списание задолженности и проводки
Благодарю за ожидание!
Уточнила по вашему вопросу.
Также отмечу, что консультации даются по работе в 1С Бухгалтерия. Мы рассказываем как применять возможности 1С в том или ином вопросе и можем привести свое профессиональное суждение по вопросам законодательства.
Рекомендую в дальнейшем также уточнить информацию у аудитора или налогового консультанта.
Компания вправе учесть при расчете налога на прибыль убытки от списания безнадежных долгов во внереализационных расходах. Также долг можно списать за счет резерва по сомнительным долгам (подп. 2 п. 2 ст. 265, подп. 7 п. 1 ст. 265, п. 3 ст. 266 НК).
Задолженность можно учесть во внереализационных расходах на дату внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации должника (п. 2. ст. 266 НК).
При методе начисления вы можете учесть задолженность во внереализационных расходах и в случае, если резерв по сомнительным долгам не создавали, а также если его недостаточно для полного списания (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК).
Задолженность списываете на последнее число отчетного периода, в котором задолженность признали безнадежной.
Поскольку исключение дебитора из ЕГРЮЛ планируется в 3 квартале 2026 года, и тогда же задолженность признают нереальной для взыскания (дата внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации), задолженность списываете на 30.09.2026
(письмо Минфина № 03-03-06/2/56751 от 05.10.2015).
Списать безнадежную задолженность можно и в более позднем периоде. Только сделать это необходимо в течение трехлетнего срока , который предусматривает ст. 78 НК (письмо Минфина № 03-03-06/1/48327 от 01.03.2019, определение Верховного суда РФ № 305-КГ17-14988 от 19.01.2018).
.
Безнадежную дебиторскую задолженность списывают с учетом НДС ,если он был включен в стоимость (письмо Минфина № 03-03-06/1/596 от 21.10.2008).
Списание долга не аннулирует задолженность.
Продолжайте ее учитывать на забалансовом счете 007.
В течение пяти лет с момента списания нужно наблюдать, нет ли возможности взыскать долг, если финансовое положение должника поменяется (письмо Минфина № 07-01-09/6748 от 04.02.2020)