Наша организация имела долг перед европейским иностранным поставщиком . Товар поставлен, но оплата за товар из -за санкций не произведена. Право на долг иностранный поставщик передал другой иностранной организации по соглашению о переуступке долга . Соглашение заключено на сумму долга в валюте евро. Как отразить взаимозачет долга по договору цессии в БУ и НУ? И возникает ли там курсовая разница? Если да, то как ее отразить? Заранее спасибо.
Комментарии закрыты.
Добрый день!
По договору цессии сумма долга не изменяется. Меняется только наименование кредитора.
Изменения коснутся только аналитического учета.
Проводки по договору цессии у должника:
Дт 41 Кт 60 (76) — Приобретены товары.
Дт 60 (76) Кт 60 (76) — Получено уведомление о смене кредитора. В аналитическом учете нужно перевести задолженность с поставщика А» на поставщика Б.
Отразите перенос задолженности на нового кредитора документом Корректировка долга — вид операции Перенос задолженности (раздел Покупки — Корректировки долга — кнопка Создать).
Общий порядок отражения у должника такой (алгоритм актуален):
Как отразить уступку права требования долга должнику?
По договору цессии могут возникать курсовые разницы, если в рамках соглашения предусмотрена замена рублевых обязательств на валютные с помощью договора новации.
В таком случае курсовые разницы связаны с различными курсами на дату заключения договора новации и на дату погашения задолженности. Их необходимо отразить в составе прочих доходов или расходов (в зависимости от того, какие курсовые разницы будут получены).
Дополнительно по теме:
Документ Корректировка долга в 1С
Самоучитель по учету курсовых разниц в 1С: Бухгалтерия 8.3
Курсовые разницы в налоговом учете с 2023 года в 1С
При получении уведомления о смене кредитора в проводках может быть задействован счет 60 или 76.
Курсовые разницы по договору цессии возникают из-за переоценки задолженности, выраженной в валюте или условных единицах, даже если условия договора не менялись.
Возможная причина возникновения курсовых разниц в том, что пункт 2 статьи 317 ГК допускает устанавливать оплату в рублях в сумме, эквивалентной в иностранной валюте или условных денежных единицах. При этом статья 12 Закона от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 26.12.2024) обязывает вести учёт в рублях. В результате возникает обязанность пересчитывать валютные активы, требования и обязательства в рубли.
Покупатель и продавец пересчитывают задолженность по договору, выраженную в валюте, на каждую отчётную дату и на дату погашения задолженности по официальному курсу ЦБ.
Если стороны в договоре предусмотрели другой курс, то переоценку проводят по курсу договора.